Обратная связь

Задайте свой вопрос, заполнив форму ниже

ВОПРОС: Могу ли я посетить уроки педагогов, у которых учится мой ребёнок?

ОТВЕТ: Да, в соответствии с пп.3.4, 3.5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) имеют право посещать уроки для того, чтобы:

  • ознакомиться с ходом занятий, их содержанием, требованиями учителя;
  • оценить работоспособность своего ребёнка, его активность на занятиях;
  • посмотреть его умение грамотно, правильно излагать свои мысли;
  • понять место ребёнка в коллективе;
  • сравнить объём его знаний с государственным образовательным стандартом, объёмом знаний других учащихся;
  • убедиться в объективности выставления ребенку оценок.

Федеральный закон не регламентирует право родителей (законных представителей) на посещение занятий в школе, но также и не запрещает этого. Данная форма контроля регулируется внутришкольными документами – Положением о посещении учебных занятий участниками образовательного процесса.

Посещение урока учителя родителями (законными представителями) возможно по согласованию с руководителем школы и с внесением такой формы контроля в соответствующий график. В любом случае такая форма контроля возможна только лишь при условии, что педагог предупрежден.

Согласно пп. 3.2., 3.3., 3.4 действующего в школе Положения, при заявлении родителей (законных представителей) о желании посетить учебные занятия директор школы в соответствии с п. 4.2. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» проводит следующие мероприятия:

  • принимает заявление от родителей (законных представителей) в письменном виде на посещение уроков;
  • согласовывает день и время посещения занятий по интересующему их предмету в присутствии учителя-предметника (составляется график, если занятие будет посещено не одно, а, возможно, у нескольких педагогов);
  • назначает по согласованию с родителем сопровождающего на данное занятие (одного или нескольких из нижеприведенного перечня):

— заместителя директора по учебно-воспитательной работе;

— руководителя методического объединения учителей-предметников;

— опытного учителя-предметника, имеющего высшую квалификационную категорию;

— заместителя директора по воспитательной работе.

Родители (законные представители) во время посещения занятий в соответствии с п. 4.3. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» обязаны:

  • не нарушать дисциплину;
  • уважать честь и достоинство обучающихся и работников Школы;
  • не выходить из кабинета до окончания занятий.

 

Родители (законные представители) имеют право:

  • участвовать в анализе урока, высказывать своё мнение;
  • получить консультацию по интересующим их вопросам;
  • обратиться к директору по дальнейшему решению данного вопроса.

 

Родителям (законным представителям) не стоит забывать, что при посещении образовательного учреждения, они обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и работников образовательных организаций (пп.3, п.4 ст.44ФЗ РФ№ 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»). Недопустимо оскорблять честь и достоинство учителя, предъявлять ему необоснованные обвинения. Тем более делать это в присутствии детей.

 

Также родители (законные представители) должны помнить, что, посещая образовательное учреждение, они должны соблюдать правила внутреннего распорядка школы, требования локальных актов школы, которые устанавливают режим занятий обучающихся (пп.2, п.4 ст.44 ФЗ РФ№ 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»).

Это означает, что на требование родителя немедленно посетить уроки, администрация имеет право ответить отказом, в связи с тем, что в школе идет образовательный процесс, нарушив который, можно нарушить право ребенка на получение образования.

 

Для личного общения с родителями у педагога должны быть выделены часы консультаций. Присутствие на уроке посторонних может вызвать у учителя волнение, тревогу. Главная задача учителя – продуктивно провести урок, быть сосредоточенным на ходе образовательного процесса. Только так можно достичь хороших результатов обучения. Родителям учащихся надо понимать, что посещение уроков – это исключительная мера. Такое возможно при наличии серьезных разногласий с педагогом. Во всех остальных случаях решать конфликты необходимо вне учебного процесса.

ВОПРОС:   Кто имеет право забирать ребенка из образовательного учреждения до окончания занятий и обязан ли кто-то забирать ребенка после их завершения?
   ОТВЕТ:   В соответствии с ч.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» «образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса», под которым понимаются (ч. 1 ст. 15 этого же Закона) все занятия и мероприятия, проводимые с учащимися в соответствии с расписаниями занятий и учебными планами. А в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР (Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990г. №639) образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся за все время их пребывания в образовательном учреждении, а также во время организованных мероприятий вне своей территории и в пути организованного следования учащихся.
Поэтому, если вследствие объективных причин у родителей (законных представителей) учащегося возникает необходимость забрать ребенка до окончания занятий (мероприятий), они могут это сделать на основании письменного заявления, в котором берут на себя ответственность за его жизнь и здоровье.
По окончании занятий, мероприятий, работы групп продленного дня, блока дополнительного образования учащегося можно отпустить из школы без сопровождения. Однако в целях предупреждения возможных конфликтов, родители (законные представители) пишут заявление, в котором:
+ указывают, что их ребенок может по окончании всех занятий (мероприятий) покинуть образовательное учреждение самостоятельно (без сопровождения);
+ либо указывать список лиц, которым они доверяют забрать ребенка из школы. В заявлении можно указать (жизненные ситуации бывают разные!) и тех лиц, с которыми категорически не следует отпускать учащегося.
Подобное заявление (условия и (или) список лиц) может корректироваться родителями (законными представителями) по мере необходимости.
ВОПРОС:   Какие меры воздействия предусмотрены по отношению к ученику, который пропускает школьные уроки без уважительных причин?
   ОТВЕТ:   Основные обязанности обучающихся закреплены в п.57 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196. В частности, обучающиеся обязаны добросовестно учиться, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
За невыполнение обязанностей к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные Законом РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» (п.7 ст. 19 Закона: по решению органа управления образовательного учреждения за совершение неоднократно грубых нарушений устава образовательного учреждения допускается исключение из данного учреждения обучающихся, достигших 15 лет), а также другими нормативными актами либо локальными актами общеобразовательного учреждения.
Законодательство не содержит исчерпывающего перечня образовательных дисциплинарных проступков и мер дисциплинарного воздействия на обучающихся и отсылает к локальным нормативным правовым актам. Тем же пунктом 57 Типового положения об общеобразовательном учреждении лишь установлено, что является недопустимым применением по отношению к обучающимся методов физического и психического воздействия.
Таким образом, к ученику, который пропускает школьные уроки без уважительных причин, на наш взгляд, допустимо применение следующих мер воздействия: замечание, приглашение родителей в школу для беседы, предупреждение о грубых нарушениях обязанностей и возможном отчислении его из школы, которое, безусловно, может быть толь-ко крайней мерой воздействия.
ВОПРОС:   Какие формы получения образования в общеобразовательной школе сегодня существуют и какими нормативными документами они регламентируются?
   ОТВЕТ:   В соответствии с действующим законодательством (ст.10 «Формы получения образования» Закона РФ «Об образовании») получение общего образования в Российской Федерации возможно в следующих формах: очной, очнозаочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
До 2001 года все эти формы получения образования допускались в общеобразовательных учреждениях (п.10 «Типового положения об общеобразовательном учреждении», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.08.1994г. №1008).
Этим же положением было предусмотрено, что условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната или путем сочетания различных форм должны были устанавливаться учредителем и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляться на условиях договора между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся.
Все вышеперечисленные формы получения образования до настоящего времени остаются возможными для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (п,4 «Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении», утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 25 ноября 1994г. №460).
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996г. №861 был утвержден «Порядок воспитания и обучения детейинвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», согласно которому:
+ Образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение детей-инвалидов на дому;
+ основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.
В этом же документе содержится перечень обязательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением детям, находящимся на надомном обучении, размеры и процедура предоставления компенсационных выплатах их родителям (законным представителям), а также размеры и процедура оплаты труда педагогов, проводящих занятия с такими детьми.
Таким образом, надомное обучение — это еще одна форма получения образования в общеобразовательных учреждениях.
Очная форма получения образования — наиболее распространенная форма полу-чения образования в общеобразовательных учреждениях, а также допустимая и вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях (основные федеральные нормативные документы, регламентирующие данную форму получения образования: Постановление Пра-вительства РФ от 19.03.2001г. «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении», Приказ Министерства образования РФ от 25 ноября 1994г. №460 «Об утверждении типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учре-ждении»).
Очно-заочная (вечерняя) форма получения образования — наиболее распространенная форма получения образования в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, а также допустимая и для общеобразовательных учреждений (основные федеральные нормативные документы, регламентирующие данную форму получения образования: Приказ Министерства образования РФ от 25 ноября 1994г. №460 «Об утверждении типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении», Постановление Правительства РФ от 19.03.2001г. «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»).
Заочная форма получения образования — форма получения образования, допустимая для общеобразовательных и вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (но федеральных нормативных документов, регламентирующих данную форму получения образования, не существует).
Семейная форма получения образования — форма получения образования, допустимая для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (хотя до 19.03.2001года была допустима и для общеобразовательных учреждений). Основным федеральным нормативным документом, регламентирующим данную форму получения образования до 07.02.2005г., было «Примерное положение о получении образования в семье», утвержденное Приказом Министерства образования РФ от 277 июня 1994г. №225, в настоящее время федеральных нормативных документов по организации семейного образования не существует, хотя в некоторых регионах на основе отмененного федерального Положения разработаны свои региональные Положения.
Самообразование — форма получения образования, допустимая для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (до 19.03.2001 года была допустима для общеобразовательных учреждений). Федеральных нормативных документов, регламентирующих данную форму получения образования, не существует.
Экстернат — форма получения образования, допустимая как для общеобразовательных, так и для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. Основные федеральные нормативные документы, регламентирующие данную форму получения образования — «Положение о получении общего образования в форме экстерната», утвержденное Приказом Министерства образования РФ от 23 июня 2000г. № 1884, Письмо Министерства образования РФ от 4 июня 1993 года №102-М «Об оплате труда за работу с обучающимися в порядке экстерната». Учащиеся, получающие образование в форме экстерната, включаются в общий контингент учащихся образовательного учреждения.
Надомное обучение — форма получения образования детьми-инвалидами в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. Основные федеральные нормативные документы, регламентирующие данную форму получения образования: «Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных общеобразовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996г. №861, Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988г. №17-253-6 «Об индивидуальном обучении детей на дому». Учащиеся, получающие надомное образование, включаются в общий контингент учащихся общеобразовательного учреждения.
Таким образом, в настоящее время федеральные нормативные документы регламентируют только очную, очно-заочную, надомную и экстернатную форму получения образования. Для того, чтобы образовательное учреждение на законном основании могло предоставить возможность получения образования в форме самообразования, семейного образования или заочной форме целесообразно в своем уставе прописать порядок и процедуру получения образования в этих формах.